77 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все работы «розового» периода по годам

Как научиться разбираться в живописи Пабло Пикассо за 5 минут

По оценкам экспертов, Пабло Пикассо считается самым дорогим художником в мире. Несколько лет назад объем официальных продаж его работ составил $ 262 млн. Кроме того, творческая карьера Пикассо считается одной из самых продолжительных. Она охватывает почти 80 лет, поэтому неудивительно, что за это время художник тяготел к экспериментам — от классицизма и натурализма до кубизма и сюрреализма.

AdMe.ru решил проследить, как менялся почерк и стиль одного из самых известных и почитаемых художников XX века и с чем были связаны эти перемены.

Ранний период (8–20 лет)

Пабло Пикассо (чье полное имя звучит как Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо) родился в 1881 году в Андалузской провинции Испании. Его отец был художником и с ранних лет прививал мальчику любовь к искусству: учил азам живописи и всячески развивал талант сына. Маленький Пабло начал рисовать в 3 года, а в 7 лет уже писал картины маслом. Все ранние работы Пикассо и их цветовая палитра обладают максимальным сходством с оригиналом — художник изображает жизнь и людей такими, какие они есть.

Полотно 1896 года «Портрет матери» (слева на коллаже выше) написано 15-летним художником в Барселоне во время учебы в школе искусств и ремесел.

Одна из последних работ раннего периода — «Нана» (на коллаже справа) — была написана к первой выставке Пабло в Париже. В это время он осваивал методы импрессионистов и подражал им. В итоге критики отметили высокое мастерство начинающего художника, но посоветовали ему искать свой собственный стиль.

«Голубой период» (20–24 года)

К концу 1901 года Пабло находит свой оригинальный стиль и пишет работы, которые впоследствии будут отнесены к так называемому «голубому периоду», поскольку в цветовой палитре художника преобладали холодные и мрачные оттенки синего. На полотнах этого времени превалируют темы печали, нищеты, старости и смерти, а героями картин становятся алкоголики, проститутки и люди из низших слоев общества.

Дело в том, что в 1901 году покончил с собой близкий друг Пикассо. Художник чувствовал вину в том, что не предотвратил трагедию, и пребывал в депрессии. Кроме того, в эти годы Пабло отчаянно нуждался в деньгах и часто голодал. Одним из самых знаменитых полотен «голубого периода» считается картина «Любительница абсента» (слева на коллаже выше).

По иронии судьбы, полотна этого самого тяжелого и голодного периода жизни художника продаются сегодня на аукционах за огромные деньги. Например, картина «Голова Арлекина» (на коллаже справа) была продана на аукционе Sotheby’s за $ 15,2 млн.

«Розовый период» (23–25 лет)

В 1904 году Пикассо окончательно переезжает в Париж. Два последующих года его творчества получили название «розовый период» из-за характерной цветовой палитры. В это время все работы Пабло преисполнены жизнерадостности, изящества и тонкости. Пикассо заводит новых друзей и впервые в жизни серьезно влюбляется в Фернанду Оливье. Влюбленные живут вместе в его мастерской на Монмартре, и жизнь кажется прекрасной. Вскоре у Пабло появляются покровители — писательница Гертруда Стайн и ее брат. Они покупают картины у нуждающегося художника, выставляют их в своей галерее и вводят его в круг парижской богемы.

Главными персонажами работ Пикассо становятся бродячие артисты, акробаты, циркачи и танцовщики. В них Пабло видит много общего с художниками: они тоже бедны и всегда держатся вместе.

Одна из самых известных картин «розового периода» — «Девочка на шаре» (слева на коллаже выше).

Африканский период (26–28 лет)

Этот короткий период творчества художника называют также «протокубическим», или «сезанновским», потому что Пабло находится под серьезным влиянием метода Поля Сезанна. Пикассо старается максимально упрощать изображение, так как приходит к выводу, что в основе любой сложной формы всегда лежит простой геометризм: куб, шар, цилиндр, конус.

Сюжеты полотен того времени навеяны архаичным искусством Африки, которое художник увидел на этнографической выставке в музее Трокадеро. Для Пабло простое и даже примитивное африканское искусство стало настоящим открытием, поскольку оно несло в себе огромный жизненный и художественный заряд. Древние скульптуры передавали реальность с гораздо большей силой, чем современное европейское искусство.

Аналитический кубизм (28–31 год)

Аналитический кубизм Пикассо изменил развитие всего искусства XX века. Он стал родоначальником этого направления в живописи вместе с французским художником Жоржем Браком. Философия этого стиля заключалась в том, что живопись способна на большее, чем просто изобразить то, что видит глаз человека. Пабло ищет способ показать мир таким, какой он есть, поэтому старается писать «не то, что видит, а то, что знает».

Сначала художник экспериментирует с цветом: он уничтожает цветность, так как считает, что это просто обман зрения. Плотна аналитического кубизма отличает их монохромность. Потом Пикассо избавляет от фактуры вещей — скрупулезное выписывание деталей предметов, волосков и морщинок уже неактуальны.

В это время Пабло пишет довольно много портретов своей возлюбленной Фернанды, в частности картину «Женщина с грушами» (на коллаже слева). Именно в этих работах он оттачивает свой новый метод видения формы.

Синтетический кубизм (31–36 лет)

Синтетический кубизм характеризуется изменением колористики: Пикассо начинает добавлять в картины яркие цвета. Кроме того, в полотнах появляются узнаваемые предметы: ключ, трубка, бутылка, бокал, музыкальный инструмент. Таким образом, картины синтетического кубизма становятся больше похожими на коллажи. Причем художник использует для их создания не только краски, но и папье-маше, газеты, нотные листы и опилки, чтобы придать поверхности больше фактуры. Наиболее известной стала серия его полотен-коллажей «Гитары».

Свое название этот период получил потому, что Пикассо синтезирует, объединяет 2 реальности — художественную и настоящую.

Классицизм (36–44 года)

Это очень насыщенный и яркий период в жизни и творчестве Пабло. В это время он сотрудничает с Русским балетом Дягилева, вместе с труппой едет в Рим и влюбляется в русскую балерину Ольгу Хохлову. Вскоре пара играет свадьбу, у них рождается сын Пауло.

Новая среда — театр, балет, путешествия — требуют реалистичного изображения, и Пикассо отказывается от кубизма в пользу античного классицизма. Кроме того, художник теперь вращается в новой для себя респектабельной среде, к которой питает слабость его супруга. Также Ольга требует от мужа, чтобы на его портретах и она, и их сын были узнаваемыми, и Пабло не может отказать ей в этой просьбе.

Эволюция стиля живописи Пабло Пикассо

Картины «классического» периода

На протяжении всей жизни любого художника по обыкновению прослеживается изменение почерка, характера или даже стиля. Это явление можно заметить и у самых знаменитых живописцев — от почти что вынужденного перехода Моне к абстракции в конце жизни, до перехода Ван Гога к ярко выраженной цветовой палитре. Хотя подобные изменения характерны для большинства мастеров живописи, особенно сильно они наблюдаются в картинах Пабло Пикассо.

Его карьера, которая охватывала почти 80 лет, имела успех не только в живописи, но и в скульптуре, керамике, дизайне и сценической деятельности. Поэтому стремление Пикассо к экспериментам неудивительно. Для прослеживания стилистической эволюции Пабло Пикассо искусствоведы разделяют его творчество на несколько периодов: «ранний период», «голубой период», «розовый период», «африканский период», «кубизм», «классический период», «сюрреализм», военный и послевоенный периоды и период поздних работ.

Ранний период

Пикассо начал писать в раннем детстве — в его первых картинах образы обладали максимальным сходством с оригиналом, как и цветовая палитра.

«Портрет матери художника», 1896 год

«Знание и милосердие», 1897 год

Картины раннего периода

Читать еще:  Зимнее укрытие для роз

«Голубой» период

С 1902 года Пабло Пикассо начал писать в стиле, в котором были ярко выражены темы старости, смерти, нищеты и печали. В цветовой палитре художника начали преобладать голубые оттенки. В этот период Пабло писал, в основном, образы низших слоёв общества: алкоголиков, проституток, нищих и других людей.

«Свидание (Две сестры)», 1902 год

«Завтрак слепого», 1903 год

Картины «голубого» периода

«Розовый» период

В 1904 году Пабло Пикассо начал отдавать предпочтение розовым тонам, создавая образы из мира театра и цирка. Его персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, акробаты или танцовщики.

«Акробат и молодой Арлекин», 1905 год

«Акробаты (Мать и сын)», 1905 год

Картины «розового» периода

«Африканский» период

Короткий период, который пришёлся на 1907-1908 годы, был навеян архаичным искусством Африки, с которым Пикассо познакомился на выставке в музее Трокадеро. Для художника это стало настоящим открытием — простые, а где-то даже примитивные, формы древних скульптур показались Пабло Пикассо удивительной особенностью, которая несла в себе огромный художественный заряд.

«Авиньонские девицы», 1907 год

«Автопортрет», 1907 год

Картины «африканского» периода

Кубизм

Увлечение африканской скульптурой привели Пабло к абсолютно новому жанру. Отказ от реалистичной имитации окружающего мира привёл художника к упрощению очертаний человеческих образов и предметов, которые затем стали превращаться в геометрические блоки. Вместе с французским художником Жоржем Брако, Пабло Пикассо стал родоначальником кубизма — направление, отвергающее традиции натурализма.

«Скрипка и гитара», 1913 год

«Портрет Амбруаза Воллара», 1915 год

«Классический» период

На переход с кубизма на живопись, которая была бы более «читаемой», повлияли как внутренняя потребность Пикассо, так и внешние факторы. В этот период художник сотрудничал с балетной труппой Сергея Дягилева, а также женился на Ольге Хохловой. Не удивительно, что она хотела бы узнавать себя в портретах, но одно лишь пожелание жены никак не повлияло бы на творчество Пикассо, если бы не его тяга к переменам.

Портрет Ольги в кресле, 1917 год

Купальщицы, 1918 год

Картины «классического» периода

Сюрреализм

Знакомство с Марией Терезой Вальтер, а также общение с сюрреалистами, повернули Пабло Пикассо в сторону сюрреализма. Переход к этому направлению можно описать его же выражением: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».

Фигуры на пляже, 1931 год

Женщина с цветком, 1932 год

Война и послевоенный период

Нависшая над Европой угроза, а также страх перед войной, заставили Пикассо если не прямо отражать настроение на полотне, то придавать картинам мрачность и трагизм. Послевоенное же творчество художника можно назвать счастливым — в работах художника прослеживается остроумие и отсутствие мрачных сюжетов.

«Плачущая женщина», 1937 год

«Палома с целлулоидной рыбой», 1950 год

Картины военного и послевоенного периодов

Поздние работы

Вплоть до своей смерти Пабло Пикассо продолжал рисовать. Однако, в отличие от его предыдущих работ, произведения, созданные в это время, не классифицируются в определенный стиль, так как многие его работы включают в себя разнообразные элементы прошлых периодов. Работы последних 15 лет творчества Пикассо очень разнообразны и неравны по качеству.

Все работы «розового» периода по годам

Пока в душе Пабло Пикассо бушевали страсти и отчаяние, порожденные самоубийством близкого друга Карлоса Касагемаса, его картины окрасились в глубокие синие оттенки. В один из мрачных дней «Голубого периода» товарищ художника, Макс Жакоб, сделал предсказание: «Все линии на твоей ладони будто ответвляются от линии удачи. Она — словно первая искра фейерверка; такая четкая звезда встречается очень редко и только у тех, кому предначертаны большие свершения». Трудно сказать, обладал ли Макс каким-то мистическим даром, но эти слова вскоре стали воплощаться в жизнь. Наступала пора перемен. В 1904 году Пабло Пикассо справился с депрессией, переехал в Париж и ступил на тропу, которая повела его к великой славе.

На момент возвращения в Париж Пикассо было 23 года. Первым делом после приезда художник снял себе жилье на Монмартре — в доме №13 на улице Равеньи. Странное полуразрушенное здание, которое представляло собой «дерево, жесть, грязные стекла и торчащие в разные стороны печные трубы», местные жители прозвали Бато Лавуар — «плавучая прачечная». Здесь располагалось тридцать мастерских, на которые приходился единственный кран — и тот с холодной водой.

Компанию Пикассо составили белая мышь и две собаки — фокстерьер Гат и дворняга Фрика. Постоянный хаос, разруха и вечные гости-испанцы — так выглядела обитель Пикассо. В этот период Пабло много работал, искал себя и экспериментировал. Пробовал даже заняться боксом, но быстро к нему охладел. Голубой цвет все еще главенствовал в его картинах, но постепенно на холстах стали проступать новые оттенки: свежие и очаровательно розовые, словно отблески зарождающегося восхода — признаки зажегшихся на горизонте лучиков перемен.

4 августа 1904 года в городе разразилась гроза. Пикассо направлялся домой, когда ему на пути встретился бездомный котенок. Художник, у которого дома и так уже собрался целый зверинец, решил подобрать животное — и в этот же день нашел ему хозяйку. При подходе к «прачечной» он столкнулся с промокшей до нитки девушкой. Ее необычайная красота поразила Пабло, и в качестве приветствия он… сунул ей в руки котенка. Оба расхохотались, и Пикассо пригласил красавицу к себе в студию. Ее звали Фернанда Оливье (настоящее имя — Амели Ланг), она стала первой женщиной в жизни Пикассо, которую он по-настоящему полюбил. Незнакомка надолго оставалась не только обожаемой любовницей, но и музой, наполнявшей вдохновением серые будни художника.

Фернанда и Пикассо были ровесниками. Девушка родилась в Париже, в еврейской семье шляпочников. Хотя на момент знакомства Фернанда жила с другим испанским художником — Иоахимом Суньером, роман с Пикассо разгорелся в первый же день их знакомства. В путаных фактах биографии, рассказанных ей самой, были истории о двух неудачных замужествах и ребенке, пропавшем бесследно вместе с первым мужем.

Пабло впервые за долгое время почувствовал себя действительно счастливым: статная очаровательная девушка, на которую заглядывались мужчины, проводила с ним все дни и ночи. Это тешило его самолюбие и поднимало до небес самооценку. Рядом с ней он чувствовал себя желанным, нужным и мужественным.

Фернанда позже так вспоминала их знакомство: «…в нем не было ничего особенно соблазнительного, однако его настойчивость, выражавшаяся буквально во всем, привлекала к себе внимание. Его невозможно было отнести к какой-то категории людей, но то сияние, тот внутренний огонь, какой чувствовал в нем всякий, порождал своего рода магнетизм, которому я была не в силах противиться».

Для Фернанды эти отношения были чем-то естественным и понятным: она и до этого встречалась с мужчинами и даже бывала замужем. Но для Пикассо, который впервые переживал серьезные чувства, все было в новинку. В том числе и ревность. Постепенно его сердце стал наполнять страх, что Фернанда может уйти от него к другому (хотя поводов для этого, судя по всему, не было).

Пабло стал ревновать ее ко всем без разбору: продавцам, прохожим, коллегам-художникам. Он хотел упрятать ее подальше от всего белого света. Фернанда позже писала об этом периоде: «Помнит ли еще Пикассо юную подругу, которая часто позировала ему? В ту пору она месяцами не могла выйти из дому, так как ей не во что было обуться. Помнит ли он зимние дни, когда приходилось оставаться в постели, так как было не на что купить угля, чтобы обогреть ледяную мастерскую? А маленькие праздники? И стопки книг, купленных у букиниста на улице Мартир? Мне необходимо было чем-то занимать себя — Пикассо, с его болезненной ревностью, держал меня взаперти. Но у меня были чай, книги, диван и почти отсутствовали домашние обязанности, так что я была счастлива, очень счастлива».

Читать еще:  Как оживить увядшие розы

Несмотря на кромешную нищету, молодые люди любили друг друга и находили счастье в самых простых вещах. В их тесном жилище художник соорудил алтарь имени Фернанды. Постамент состоял из деревянного ящика, обитого красной тканью, на нем стояли ее портрет, голубая ваза с искусственными цветами, и здесь же хранилась белая льняная блуза. Именно в ней Фернанда была в первый день их знакомства. Своим легким нравом и оптимизмом девушка прекрасно уравновешивала непростой характер Пикассо. Вместе с ее появлением в жизнь художника впервые пришли стабильность и гармония с самим собой.

Пикассо и Оливье прожили вместе почти десять лет: от этого периода осталось большое количество портретов Фернанды и разнообразных женских образов, написанных с нее.

«Сидящая обнаженная», 1905 год

«Лежащая обнаженная», 1906 год

«Женщина с хлебами», 1906 год

Внезапная любовь и романтические настроения окрасили полотна Пикассо в новые цвета. Постепенно угрюмых нищих и стариков сменили жизнерадостные циркачи, арлекины и акробаты — персонажи, с которыми он знакомился в цирке Медрано около Монмартрского холма. Теперь главным цветом его картин стал выразительный жемчужно-розовый.

Смысловой подтекст тоже поменялся: в сюжетах появились нежность, трогательность сопереживания и «неуловимая хрупкость момента». «Розовый период» длился всего два года (с 1904 по 1906 год) и стал знаковым переходом от «личного» творчества, наполненного эмоциями и переживаниями, к смелым и новаторским экспериментам в искусстве, которые вскоре принесут Пикассо всемирную славу.

«Семья комедиантов», 1905 год

«Сидящий Арлекин», 1905 год

«Акробат и юный Арлекин», 1905 год

«Мальчик с трубкой», 1905 год

«Мать и сын», 1905 год

Калеки и убогие, которые раньше представали на картинах в удручающих синих и черных тонах, сменились бродячими артистами и циркачами. Теперь Пикассо видит людей вокруг не через призму депрессии, а через новые «розовые» очки. И пусть их жизнь несовершенна, пусть в ней есть грусть, суровый быт и нужда — художник принимает своих героев такими, какие они есть: сильными и немощными, счастливыми и подавленными, нелепыми и трогательными. Главное, образы вновь наполнились жизнью, тьма «Голубого периода» постепенно отпускает художника. Что интересно, Пикассо часто изображал в роли Арлекина самого себя (например, в картине «В кабаре Лапин Агиль»), а в роли других персонажей — своих друзей.

«Автопортрет с палитрой», 1906 год

«В кабаре Лапин Агиль, 1905 год

Образ самого Пикассо тоже трансформировался. На автопортретах «Розового периода» он молод, полон сил и вдохновения. Формы композиции просты, во взгляде чувствуется уверенность, одухотворенность и жажда жизни.

Один из главных шедевров «Розового периода» — картина «Девочка на шаре». На ней изящная юная девушка, улыбаясь, балансирует на шаре. Рядом с ней на массивном кубе восседает крупный широкоплечий атлет. Красота здесь проходит по тонкой грани: между мужской силой и хрупкой женственностью, стабильностью и гибкостью, фундаментальностью и легкостью. Но самое главное заключается в том, что они — девочка и атлет — неделимы: в любой момент фигурка на шаре может потерять равновесие и упасть, но в версии Пикассо атлет обязательно удержит ее. А, если представить, что девушки на картине нет, юноша-атлет покажется бесконечно одиноким.

Стоит заметить, что дни «Розового периода» не были сплошь усыпаны розами и любовными воздыханиями. Оптимистичные ноты в жизни и творчестве Пикассо действительно появились, но и бытовые трудности никуда не пропали. Художник, который по-прежнему живет впроголодь, продолжает искать себя и свое место в этом мире: картины не покупают, денег на жизнь не хватает, амбиции зашкаливают. В поисках вдохновения Пикассо даже отправляется (с двадцатью франками в кармане) в Голландию, по возвращении откуда его ждет знаковое событие — знакомство с Лео и Гертрудой Стайн, которое становится предвестником глобальных перемен в жизни художника. Обеспеченные американцы с ходу покупают у Пикассо картину «Девочка с цветочной корзинкой» и буквально за руку вводят его в круг парижской богемы, среду авангардных идей и новейших художественных течений.

Позже Гертруда Стайн так описывала их знакомство: «Пикассо все больше и больше становился французом, потому и начался его «розовый» или «арлекинский» период. Потом он освободился от этого цирка и изящной французской поэзии, он освободился от них так же, как освободился от «голубого периода», и вот тогда-то, в конце «арлекинского периода», я и познакомилась с ним Первой его картиной, которую мы купили, была «Девочка с цветочной корзиной». Она была написана на взлете этого «арлекинского периода» и исполнена изящества, тонкости и очарования. Потом мало-помалу его рисунок отвердевал, линия становилась жестче, колорит мощнее, что естественно, поскольку он уже был не юношей, а мужчиной».

Встреча с Гертрудой Стайн и ее братом предвосхитила другое важное событие: Апполинер Гийом привел в мастерскую Пикассо владельца картинной галереи Амбруаза Воллара. К неподдельному шоку всех присутствовавших он изъявил желание купить у Пикассо тридцать картин за две тысячи франков. В то время на такую сумму можно было безбедно прожить три года.

Счастье уверенно постучало в дверь художника. Отмечать удачную продажу картин Пабло и Фернанда отправились на родину художника — в Испанию, где путешествовали по местам юности Пикассо, встречались с родственниками и старыми знакомыми. Наконец-то он доказал сам себе и остальным, что стал серьезным и самостоятельным мужчиной, которого к тому же сопровождала такая обаятельная спутница. В поездке Пабло продолжал любоваться красотой своей пассии и постоянно писал ее портреты. Однако в некоторых работах, таких как «Гарем», прозвучали отголоски новых течений в их отношениях. Здесь с Фернанды Пикассо написал все четыре женские фигуры, но это не образы его любимой женщины. Это образы отстраненных красавиц, которыми любуются другие.

Пабло Пикассо. Человек изменивший искусство

Родился Пабло Пикассо 25 октября 1881 г. в Испании в г. Малага в семье художника Хосе Руиса Бласко. Талант будущий художник начал демонстрировать рано. Уже с 7 лет мальчик дописывал некоторые детали на картинах отца (первой такой работой были лапки голубей). В 8 лет была написана первая серьезная картина маслом под названием «Пикадор».

В 13 лет Пабло Пикассо стал студентом Академии художеств в Барселоне — на вступительных экзаменах Пабло настолько хорошо себя показал, что комиссия приняла его в академию не смотря на юный возраст.

В 1897 г. Пикассо уехал в Мадрид для поступления в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Но проучился там Пабло не больше года — слишком скучно и тесно было юному таланту в академии с ее классическими традициями. В Мадриде юношу больше увлекала бурная жизнь мегаполиса. Так же много времени Пабло посвящал изучению работ таких художников, как Диего Виласкес, Франциско Гойя и Эль Греко, которые произвели на художника большое впечатление.

В те годы художник впервые посетил Париж, считавшейся тогда столицей искусств. Он месяцами жил в этом городе, посещая различные музеи, с целью изучения работ мастеров живописи: Ван Гога, Гогена, Делакруа и многих других. Пикассо будет часто посещать Париж в дальнейшем, а позже этот город увлечет его настолько, что Пикассо решит окончательно переехать туда (1904г.).

Наиболее известные работы Пабло Пикассо, написанные им в ранний период (до 1900)

«Портрет матери» 1896

«Знание и милосердие» 1897

«Первое причастие» 1896

«Матадор Луис Мигель Доминген» 1897

«Испанская пара перед гостиницей» 1900

«Босоногая девочка. Фрагмент» 1895

«Человек на берегу пруда» 1897

Читать еще:  Выращивание роз флорентина florentina

«Человек в шапке» 1895

«Бульвар Клиши» 1901

«Портрет отца художника» 1895

Следующий период в творчестве Пабло Пикассо называют «голубым». В 1901 — 1904 гг. в палитре Пикассо преобладали холодные цвета — в основном голубой и его оттенки. В это время Пикассо поднимал темы старости, бедности, нищеты, характерным настроением картин этого периода были меланхолия и печаль. Художник отображал человеческие страдания, рисуя слепых, нищих, алкоголиков и проституток и т.п. — именно они были главными персонажами «голубого» периода.

Работы «голубого» периода (1901-1904)

«Завтрак слепого» 1903

«Мать и дитя» 1903

«Любительница абсента» 1901

«Нищий старик с мальчиком» 1903

«Две сестры (Свидание)» 1902

«Голубая комната (Ванна)» 1901

«Сидящая женщина в капюшоне» 1902

В «розовом» периоде (1904 — 1906) главной темой в творчестве художника был цирк и его персонажи — акробаты и комедианты. Преобладали яркие жизнерадостные цвета. Любимым персонажем этого периода можно назвать арлекина, который наиболее часто встречался в работах Пикассо. Помимо цирка вдохновляла его еще и модель Фернанда Оливье, с которой познакомился в 1904 г., в самом начале «розового» периода. Её же была музой художника на протяжении всего периода.

Работы «розового» периода (1904 — 1906)

«Акрабат и арлекин» 1905

«Девочка с козлом» 1906

«Мальчик, ведущий лошадь» 1906

«Семейство комедиантов» 1905

«Обнаженная женщина с кувшином» 1906

«Женщина с хлебом» 1905

«Два акрабата с собакой» 1905

Одну из известнейших картин П. Пикассо «Девочка на шаре» (1905), которая сейчас находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, некоторые специалисты называют переходной от «голубого» периода к «розовому».

«Девочка на шаре» 1905

Переломным моментом в творчестве Пикассо стал портрет Гертруды Штейн, написанный им в 1906 году.

Работа над портретом была тяжелой — художник около 80 раз переписывал портрет и в итоге Пикассо отдалился от портрета как жанра изобразительного искусства в своем классическом понимании. Все дальнейшее творчество Пикассо можно охарактеризовать всего лишь одной его фразой «Надо писать не то, что вижу, а то что знаю». Именно этой установки П. Пикассо и старался придерживаться до конца своей жизни.

Кубизм

Этот большой период в творчестве Пабло Пикассо делиться на несколько этапов. Это время полного отказа от детализации персонажей: предмет и фон почти сливаются воедино, нет четко очерченных границ. Пикассо был убежден, что художник может больше, чем просто показывать то, что видит глаз.

Первый этап «сезанновский» он же «африканский» период. Этот этап отличается построением изображений с помощью простых- геометрических форм и преобладанием мутных размытых зеленых, охристых и коричневых тонов.

В 1907-1909 гг внимание художника было устремленно на африканское искусство, с которым он впервые познакомился в 1907 году на этнографической выставке в музее Трокадеро. Отныне в творчестве Пикассо стали преобладать простые, даже примитивные формы изображаемых предметов. В технике художник стал употреблять грубую штриховку. Первой картиной выполненной в «африканском» стиле считается «Авиньонские девицы» 1907 г.

Эта картина писалось автором на протяжении года. Ни с одной своей картиной Пикассо не работал так долго. В итоге эта работа так отличалась от предыдущих его картин, что была неоднозначно воспринята общественностью. Но нащупав новый, интересный для него стиль, Пикассо не собирался отступать и на протяжении 2 лет художник всячески развивал его.

Эволюция стиля живописи Пабло Пикассо

Картины «классического» периода

На протяжении всей жизни любого художника по обыкновению прослеживается изменение почерка, характера или даже стиля. Это явление можно заметить и у самых знаменитых живописцев — от почти что вынужденного перехода Моне к абстракции в конце жизни, до перехода Ван Гога к ярко выраженной цветовой палитре. Хотя подобные изменения характерны для большинства мастеров живописи, особенно сильно они наблюдаются в картинах Пабло Пикассо.

Его карьера, которая охватывала почти 80 лет, имела успех не только в живописи, но и в скульптуре, керамике, дизайне и сценической деятельности. Поэтому стремление Пикассо к экспериментам неудивительно. Для прослеживания стилистической эволюции Пабло Пикассо искусствоведы разделяют его творчество на несколько периодов: «ранний период», «голубой период», «розовый период», «африканский период», «кубизм», «классический период», «сюрреализм», военный и послевоенный периоды и период поздних работ.

Ранний период

Пикассо начал писать в раннем детстве — в его первых картинах образы обладали максимальным сходством с оригиналом, как и цветовая палитра.

«Портрет матери художника», 1896 год

«Знание и милосердие», 1897 год

Картины раннего периода

«Голубой» период

С 1902 года Пабло Пикассо начал писать в стиле, в котором были ярко выражены темы старости, смерти, нищеты и печали. В цветовой палитре художника начали преобладать голубые оттенки. В этот период Пабло писал, в основном, образы низших слоёв общества: алкоголиков, проституток, нищих и других людей.

«Свидание (Две сестры)», 1902 год

«Завтрак слепого», 1903 год

Картины «голубого» периода

«Розовый» период

В 1904 году Пабло Пикассо начал отдавать предпочтение розовым тонам, создавая образы из мира театра и цирка. Его персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, акробаты или танцовщики.

«Акробат и молодой Арлекин», 1905 год

«Акробаты (Мать и сын)», 1905 год

Картины «розового» периода

«Африканский» период

Короткий период, который пришёлся на 1907-1908 годы, был навеян архаичным искусством Африки, с которым Пикассо познакомился на выставке в музее Трокадеро. Для художника это стало настоящим открытием — простые, а где-то даже примитивные, формы древних скульптур показались Пабло Пикассо удивительной особенностью, которая несла в себе огромный художественный заряд.

«Авиньонские девицы», 1907 год

«Автопортрет», 1907 год

Картины «африканского» периода

Кубизм

Увлечение африканской скульптурой привели Пабло к абсолютно новому жанру. Отказ от реалистичной имитации окружающего мира привёл художника к упрощению очертаний человеческих образов и предметов, которые затем стали превращаться в геометрические блоки. Вместе с французским художником Жоржем Брако, Пабло Пикассо стал родоначальником кубизма — направление, отвергающее традиции натурализма.

«Скрипка и гитара», 1913 год

«Портрет Амбруаза Воллара», 1915 год

«Классический» период

На переход с кубизма на живопись, которая была бы более «читаемой», повлияли как внутренняя потребность Пикассо, так и внешние факторы. В этот период художник сотрудничал с балетной труппой Сергея Дягилева, а также женился на Ольге Хохловой. Не удивительно, что она хотела бы узнавать себя в портретах, но одно лишь пожелание жены никак не повлияло бы на творчество Пикассо, если бы не его тяга к переменам.

Портрет Ольги в кресле, 1917 год

Купальщицы, 1918 год

Картины «классического» периода

Сюрреализм

Знакомство с Марией Терезой Вальтер, а также общение с сюрреалистами, повернули Пабло Пикассо в сторону сюрреализма. Переход к этому направлению можно описать его же выражением: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».

Фигуры на пляже, 1931 год

Женщина с цветком, 1932 год

Война и послевоенный период

Нависшая над Европой угроза, а также страх перед войной, заставили Пикассо если не прямо отражать настроение на полотне, то придавать картинам мрачность и трагизм. Послевоенное же творчество художника можно назвать счастливым — в работах художника прослеживается остроумие и отсутствие мрачных сюжетов.

«Плачущая женщина», 1937 год

«Палома с целлулоидной рыбой», 1950 год

Картины военного и послевоенного периодов

Поздние работы

Вплоть до своей смерти Пабло Пикассо продолжал рисовать. Однако, в отличие от его предыдущих работ, произведения, созданные в это время, не классифицируются в определенный стиль, так как многие его работы включают в себя разнообразные элементы прошлых периодов. Работы последних 15 лет творчества Пикассо очень разнообразны и неравны по качеству.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector